Самый распространенный метод — сдвиг фазы с помощью конденсатора, но для этого нужен пусковой и рабочий конденсатор. Пусковой конденсатор имеет емкость больший чем рабочий. Можно конечно обойтись без пускового конденсатора, но тогда двигатель можно запускать только без нагрузки. Подключать нагрузку можно, но осле того как двигатель наберет обороты.
Если двигатель необходимо запускать с нагрузкой, то пусковой конденсатор необходим — Сп. Он подключается (см. рис.) параллельно рабочему конденсатору пусковой кнопкой SB1, которую отпускают как только двигатель наберет необходимые обороты. Но сожалению получить при таком методе полную мощность двигателя получить не удастся ( примерно 60 % от номинала).
!!! Пусковой и рабочие конденсаторы должны иметь рабочее напряжение не менее 500В.
Параллельно пусковому конденсатору необходимо подключить сопротивление 1 Вт 100…510 кОм — этот резистор необходим для снятия остаточного заряда с пускового конденсатора. Так же у конденсаторного метода запуска двигателя есть одно достоинство — возможность осуществления реверса двигателя. Вводим в цепь переключатель SA1 (см. рис.) и переключаем его при необходимости — !!! только при отключенной сети питания.
В таблице что приведена ниже, присутствуют данные по рабочим и пусковым конденсаторам для двигателей разной мощности при соединении обмоток.
Если у вас двигатель большой мощности то Ср можно рассчитать по формуле для «звездой» и «треугольника»:
Ср=2800 I\U (мкф)
Ср=4800 I\U (мкф)
где ток I рассчитывается по заданной мощности Р (Вт), коэффициенту полезного действия µ и коэффициенту мощности cos £ по формуле:
I = P\1,73Uµ cos £
Литература — Электрик №12\2002 Автор — О.Г.Рашитов, г. Киев.