Автомобильный индикатор напряжения

Предлагаемое устройство позволяет с достаточной точностью определить напряжение в бортовой сети автомобиля и может быть использовано при зарядке аккумуляторных батарей. В качестве индикатора при­менен один светодиод зеленого свечения, характер све­чения определяет три уровня напряжения сети: менее 12 В — ниже нормы — прерывистые редкие вспыхивания светодиода, 12…14 В — нормальное напряжение — по­стоянное свечение, более 14 В — выше нормы — преры­вистые частые вспыхивания. Такой информации доста­точно для объективной оценки состояния бортовой сети.

Наличие одного элемента индикации выгодно отли­чает данное устройство от описанных ранее [Челебаев Н. Трехуровневый индикатор напряжения, — Радио, 1977, № 2, с. 29.] и про­мышленных индикаторов типа «Светлячок», «Тиса» и других, где применяется две — четыре информационные лампы.
Индикатор крепится на устройстве или может быть выносным и устанавливаться отдельно на приборном щитке. Принципиальная схема приведена на рис. 1.

2545454545421288

Рис. 1. Автомобильный индикатор напряжения

Устройство состоит из генератора импульсов на элемен­тах DD2.1, DD2.2, логических элементов DD1, порогового устройства на стабилитронах VD1 и VD3, определяющих контролируемые уровни напряжения, выходного транзи­стора VT1 со светодиодом VD7 и параметрического ста­билизатора напряжения на элементах VD4, R6, С1 для питания микросхем и схемы индикации. Индикатор ра­ботает следующим образом.
При подаче напряжения генератор, частота импуль­сов выходного напряжения которого задается элемента­ми R11, R12, R13 и С2, через инвертор DD2.3 переклю­чает транзистор VT1, в коллекторную цепь которого включен светодиод VD7. Когда напряжение в бортовой сети меньше 12 В, вспышки светодиода будут редкими с частотой около 1 Гц, стабилитроны VD1 и VD3 за­крыты и входы элементов DD1.1 и DD1.2 подключены через малое сопротивление резисторов R1, R2 и R4, R5 в общей шине питания. На выходе этих элементов уста­навливается логическая 1, а на выходе DD1.3 — логи­ческий 0. :
Диоды VD5 и VD6 закрыты.
При увеличении напряжения сети до уровня стаби­лизации стабилитрона VD3 (более 12 В) последний открывается и подаёт высокий логический уровень на вход элемента DD1.2. Элементы DD1.2, DD1.3 переклю­чаются и высоким логическим уровнем с выхода DD1.3 через цепь VD5, R8 открывается транзистор VT1 — светодиод излучает постоянный свет.
При дальнейшем повышении напряжения (более 14 В) открывается стабилитрон VD1 и переключает элемент DD1.1, с выхода которого логический 0 подает запрет на DD1.2, открывает диод VD6 и через резис­тор R9 частично шунтирует частотно-задающую цепь ге­нератора, увеличивая его частоту. Переключившиеся элементы DD1.2, DD1.3 снимают с базы транзистора вы­сокий уровень от DD1.3 и импульсы генератора через ин­вертор DD2.3 переключают его с повышенной (3 Гц) частотой.
При снижении напряжения процесс переключения режима индикации происходит в обратном порядке.
Уровни индицируемых напряжений устанавливаются переменными резисторами R1 в пределах 13,5…15 В и R4 — 11.5…13В.
Настройка индикатора сводится к подбору резисто­ров R9, R13 в пределах от 150 до 400 Ом и от 500 Ом до 2 кОм соответственно для получения наглядного соот­ношения между малой и большой частотой переключе­ния светодиода.
Ток, потребляемый индикатором при напряжении 15 В, равен 70 мА.
В устройстве можно применить микросхемы серии К133 и К155, использовав элементы ЛАЗ, ЛА4, ЛА8, но в этом случае потребуется изменение номиналов частотно-задающих элементов генератора.
Опорные стабилитроны VD1 и VD3 можно заменить на КС210Б, КС213Б или Д811, Д813. Применение по­следних потребует дополнительной температурной компенсации напряжений стабилизации.
Все резисторы МЛТ, переменные — СПЗ-22а, конден­саторы К50-6.

Литература

В ПОМОЩЬ РАДИОЛЮБИТЕЛЮ\Выпуск 93

Добавить комментарий

Войти с помощью: