Устройство управления стоп-сигналами автомобиля

Многим автолюбителям знакомы случаи, когда водитель автомобиля пропускает момент включения стоп-сигналов впереди идущей машины и тормозит с некоторым запаздыванием. Такие ситуации случаются довольно часто и иногда приводят к аварии.

Предлагаемое устройство NM5403, внешний вид которого показан на рис.1, служит для повышения безопасности движения и предназначено для предотвращения подобных ситуаций. Оно управляет лампами стоп6сигналов следующим образом: в момент начала торможения (при нажатии на педаль тормоза) стоп6сигналы работают в импульсном режиме в течение некоторого времени (происходит несколько вспышек ламп), а затем переходят в обычный режим непрерывного свечения. После усовершенствования схемы индикации торможения напряжение на лампах стоп6сигналов будет не постоянным, а импульсным, переходящим в постоянное, как показано на рис.2.

50484141894186040864

Таким образом, при срабатывании фонари стоп-сигналов серией вспышек значительно эффективнее привлекают к себе внимание водителя сзади идущего автомобиля – снижается вероятность аварии.

Автомобиль, оборудованный такими стоп6сигналами, приобретает особый шик. Время, в течение которого «стопы” работают импульсно перед переходом в непрерывный режим, можно настроить от 0,5 до 3 с, частоту мигания – от 2 до 12 вспышек ламп. В конструкции предусмотрен переключатель, переводящий при необходимости лампы в обычный режим работы.

Технические характеристики
Напряжение питания (бортовое)……………………………………………12 В
Ток потребления…………………………………………………………………..20 мА
Максимальный коммутируемый ток ………………………………………12 А

Принципиальная схема устройства NM5403 показана на рис.3.
Питание на устройство поступает через защитный диод VD4. Далее происходит фильтрация питающего напряжения RC-фильтром на элементах R10, C6, C7.
Устройство собрано на двух таймерах 555 (DA1 и DA2). Таймер DA1 включен по схеме одновибратора, а DA2 – по схеме мультивибратора. При подаче напряжения питания запускается мультивибратор DA2. Частота его импульсов, а следовательно, и частота вспышек ламп стоп-сигналов определяются элементами C4, R6 и R7. Подстроечным резистором R6 можно оперативно регулировать эту частоту. Одновременно с мультивибратором DA2 включается одновибратор DA1. Он вырабатывает одиночный импульс длительностью от 0,5 до 3 с. Длительность импульса зависит от элементов C2, R3 и R2. Ее можно изменять с помощью подстроечного резистора R2. Одиночный импульс, вырабатываемый DA1, является запускающим для мультивибратора DA2. После окончания импульса на выходе 3 таймера DA1 появляется напряжение низкого уровня, которое через диод VD2 и резистор R4 поступает на времязадающий конденсатор C4 мультивибратора DA2 и принудительно устанавливает на нем близкое к нулю напряжение, запрещая дальнейшую выдачу импульсов на вывод 3 таймера DA2. Импульсы с вывода 3 таймера DA2 через резисторы R8 и R9 поступают на транзистор VT1, нагрузкой которого является реле К1. Коммутация сигнальных ламп осуществляется нормально замкнутыми контактами реле. Элементы R1, C1 и VD1 необходимы для быстрого перезапуска таймера DA1. Таким образом, при подаче питания с выключателя сигнала торможения устройство выдает на лампы серию импульсов, частота следования которых задается положением движка R6, а продолжительность импульсной работы определяется положением движка R2. После окончания серии импульсов устройство переходит в обычный режим непрерывного свечения ламп.
Замыканием контактов 162 переключателя SW1 осуществляется выключение импульсного режима свечения стоп6сигналов, замыканием контактов 263 переключателя SW1 – включение импульсного режима свечения стоп-сигналов.

Конструктивно устройство выполнено на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита размерами 60х40 мм (рис.4). Конструкция предусматривает установку платы в корпус, для этого по краям платы просверлены монтажные отверстия под винты 2,5 мм. Для удобства подключения источника напряжения (от концевика педали тормоза и «массы” автомобиля) и нагрузок (ламп стоп-сигналов) на плате имеются посадочные места под штыревые контакты или клеммные винтовые зажимы. Правильно собранное устройство начинает работать сразу и в настройке не нуждается. Можно отрегулировать по желанию частоту
вспышек и продолжительность импульсного периода работы.

Схема подключения устройства показана на рис.5.

500498465406841680002646

Устройство включается в разрыв провода, идущего к лампам, и может располагаться, например, в багажнике автомобиля в непосредственной близости к стоп-сигналам. Необходимо также провести отдельный «земляной” провод от входного разъема к корпусу автомобиля.

Чтобы сэкономить Ваше время и избавить Вас от рутинной работы по поиску необходимых компонентов и изготовлению печатных плат, «МАСТЕР КИТ” предлагает набор NM5403. Набор состоит из заводской печатной платы, всех необходимых компонентов, руководства по сборке и настройке устройства.

Более подробно ознакомиться с ассортиментом продукции «МАСТЕР КИТ” можно с помощью каталога «МАСТЕР КИТ – 2005” и сайта http://www.masterkit.ru, где представлено много полезной информации по электронным наборам и модулям «МАСТЕР КИТ”. На
сайте работает конференция и электронная подписка на рассылку новостей. В разделе «КИТы в журналах” предложены радиотехнические статьи для специалистов и радиолюбителей. Ассортимент «МАСТЕР КИТ” постоянно расширяется и дополняется новинками, созданными с использованием новейших достижений современной электроники.

Литература — РА 5‘2005 А. Прадиденко, г. Одесса

Добавить комментарий

Войти с помощью: