После закрывания двери автомобиля при неработающем двигателе такой замедлитель будет гасить свет не сразу , а через 10-15 секунд. При этом при работающем двигателе замедлитель не должен будет работать.
По питанию схема включена параллельно осветительной лампе Л1. Контакты реле К1 блокируют выключатель освещения П1. при неработающем двигателе при открывании двери замыкаются контакты П1. Это приводит к подаче напряжения на лампу и на схему замедлителя. С1 заряжается через R1, на его зарядку уходит примерно 10-15 секунд. На выходе D1.2 появляется лог. единица. Поскольку зажигание не включено на базе VT1 напряжение замка зажигания отсутствует и транзистор закрыт. В результате на выводе 9 D1.3 поступает 1 через R2 и этот элемент пропускает уровень на вход D1.4. Единица с его выхода открывает VT2 что приводит к срабатыванию реле Р1 и замыканию его контактов. Теперь в течении 10-15 секунд лампа Л1 будет гореть независимо от положения контактор П1.
Если зажигание включено, то напряжение высокого уровня через VD1 R3 поступает на базу VT1 и открывает его. На выводе 9 D1.3 устанавливается лог.0, элемент D1.3 принудительно удерживается в состоянии с единицей на выходе и на выходе D1.4 уровень будет нулевым независимо от уровня на входах D1.1. VT2 открываться не будет и реле Р1 не будет дублировать выключатель освещения.
Реле Р1 — любое малогабаритное на 12В, время замедлителя определяет R1.
Литература — Радиоконструктор 2000-12 Автор: Алексеев В.