Устройство бесконтактного пуска двигателя

Однофазные двигатели имеющие большой пусковой момент выполнены с пусковой обмоткой, эта обмотка рассчитана на кратковременную работу и включается только на время разгона двигателя.
Включение пусковой обмотки обычно производят контактами специального пускового реле, обмотку которого соединяют последовательно с рабочей обмоткой двигателя. Во время пуска при не вращающемся роторе через рабочую обмотку двигателя протекает ток в 5-7 раз номинальной обмотки двигателя, при этом срабатывает пусковое реле и замыкает цепь питания пусковой обмотки. После разгона ротора до номинальных оборотов ток в рабочей обмотке уменьшается до номинального, пусковое реле отпускает якорь и цепь пусковой обмотки обесточивается.

000000000089667454233333333354456456

При коммутации индуктивной нагрузки на контактах реле возникает искрение, что приводит к повышенному износу контактов и уменьшению срока службы. Для решения этой проблемы можно применит схему бесконтактного коммутирующего уст-ва в цепи пусковой обмотки.

Уст-во содержит пусковой резистор Rп, узел питания микросхемы на VD2VD1C1, мультивибратор D1.1-D1.3, инвертор D1.4, импульсный усилитель на VT1 и симистор VS1.

Пусковой резистор рассчитан на падение на нем напряжения 1,5В при протекании номинального тока. При таком напряжении мультивибратор не работает, импульсы на упр. электрод симистора не поступают и ток через пусковую обмотку не поступает. Как только при пуске двигателя на напряжение Rп становится 6В, начинает работать мультивибратор(его частота несколько килогерц, это необходимо чтобы симистор открывался в начале каждого полупериода сетевого напряжения) , при переключениях элемента D1.4 при помощи С4 вырабатываются короткие импульсы, которые усиливаются транзистором VT1 и поступают на упр. электрод симистора, который в свою очередь пропускает ток через пусковую обмотку. Ну а после разгона двигателя напряжение на Rп падает до 1В, что приводит к закрыванию симистора.

Т1 — намотан на кольце типоразмера К10*6*5 из феррита 2000НН. I — 25 витков ПЭВ-2 0,25, II — 50 витков того же провода.

Литература — Дробница Н. А. — 60 схем радиолюбительских устройств. МРБ 1116

Добавить комментарий

Войти с помощью: