Счетчик оборотов двигателя (скорости вращения коленчатого вала) можно использовать в автомобилях с 4-, 6- или 8-цилиндровым двигателем. В счетчике используется традиционный способ цифрового счета оборотов двигателя на основе импульсов, генерированных системой зажигания автомобиля, заключающийся в измерении напряжения интегрированной постоянной составляющей сигнала. В таком случае уровень напряжения будет прямо пропорционально кол-ву импульсов в единицу времени.
Для вывода на индикаторы результатов измерения в схеме использован АЦП СА3162, который преобразует измеренное постоянное напряжение в десятичный бинарный код, и далее этот код преобразуется декодером СА3161 и подается на 7-и сегментные индикаторы HD1105.
Счетные импульсы приходят непосредственно от автомобильного прерывателя, далее паразитные пульсации сигнала подавляются фильтром R3C6 и ограничивается сигнал с помощью ограничительного диода VD1 (для безопасного уровня сигнала в случае его превышения). Далее сигнал усиливается на VT1 и поступает на мультивибратор на 74HC221. На С1 происходит накопление импульсов. Далее с С1 этот сигнал поступает на вход АЦП.
Перемычками JP2-JP4 выбираем скольким цилиндровым двигателем будет работать счетчик оборотов.
Для калибровки счетчика необходимо снять все перемычки JP2-JP4, и соединить вход R1 на землю. При помощи Р3 выставить значение индикаторов на 0000, далее на вход СА3162 подать напряжение 1В (от 0 до 1В) при напряжении 1В индикатор должен показывать 1000, если это не так то отрегулируйте значение с помощью Р1.
Последний разряд индикатора всегда показывает 0, это сделано для улучшения визуальной оценки оборотов двигателя .
Литература Ж.Радиосхема 2006-05