Авточасы обладают определенными функциями:
- отсчет текущего времени в часах и минутах
- энергосберегающий режим при выключенном зажигании
- автоматическое понижение яркости свечения индикаторов при включении габаритных огней
Часы состоят из 2-х блоков: блок счетчиков и блока индикаторов, это сделано для того чтобы индикаторный блок имел малые размеры и смог быть установлен на приборную панель автомобиля в одну из предусмотренных для этих целей заглушек. Табло разбито на условные две части для часов и минут, а между индикатора часов и минут расположен микро-тумблер S1 (импортный имеющий три положения из которых центральное положение — нейтральное) который служит для установки времени часов и минут. Блок индикации связан с блоком счетчиков 11-и жильным ленточным кабелем.
Схема часов стандартная из этого набора микросхем, если коротко то, D1 -кварцевый генератор с набором счетчиков-делителей, так же в микросхеме предусмотрено 4-е выхода для организации динамической индикации(3,2,1,15). Так же скважность импульсов с выводов 3,2,1,15 для динамической индикации можно менять, изменяя логический уровень на выводе 14 микросхемы, тем самым меняя яркость свечения индикаторов. D2 — счетчик часов и минут. Не большое отличие от классической схемы в том что на К176ИД2 (она чаще всего используется в типовой схеме) возникает проблема — микросхема имеет недостаточные выходные токи, что приводит к недостаточной яркости свечения индикаторов, для комнаты яркость свечения достаточная, но в автомобиле при ярком солнечном свете яркости свечения индикаторов может не хватить. Автор предлагает применить ТТЛ-дешифратор на КР514ИД1, эта микросхема имеет большие выходные токи, но не имеет входной ячейки памяти для хранения данных, поступающих от D2, поэтому между D2 и D4 включена К561ТМ3, которая содержит 4-е триггера которых нет в КР514ИД1. Далее идут индикаторы , одноименные выводы всех индикаторов соединены вместе, на эти замкнутые выводы подаются коды с выходов D4, а какой именно должен гореть индикатор в данный момент времени определяет D1 совместно с транзисторными ключами VT2-VT5.
Система питания — D1-D3 питаются от напряжения 9В от стабилизатора на R8-VD4. Блок индикации питается от напряжения 5В от стабилизатора А1, который в свою очередь питается от напряжения от замка зажигания, это обстоятельство обеспечивает режим энергосбережения.
Детали:
- индикаторы — АЛС333А, АЛС324А, АЛС321А
- К561ТМ3 и КР514ИД1 можно заменить на одну К176ИД2, но для этого надо установить 7 дополнительных транзисторных ключей между выводами К176ИД2 и индикаторами.
Литература РК2002-4 Автор: Пересмехов В.И.